Диагностика.
С появлением
автомобилей со сложными электронными системами контроля и управления работой
двигателя, появилась необходимость грамотной и своевременной диагностики
неисправностей. Все современные автомобили имеют специальные диагностические
разъемы, через которые может быть организован обмен данными между блоками
управления автомобиля и диагностическим оборудованием. В качестве оборудования
может выступать как профессиональный "дилерский" сканер, так и
обычный компьютер, подключаемый через специальный адаптер, на котором
установлено соответствующее диагностическое программное обеспечение.
В рамках OBD-II
используются пять протоколов обмена данными - ISO 9141, ISO 14230 (также
именуется KWP2000), PWM, VPW и CAN (также каждый из протоколов имеет несколько разновидностей
- например, разновидности отличаются по скорости обмена информацией).
На большинстве
автомобилей, эксплуатируемых на территории Украины и стран СНГ, для проведения
диагностики использован протокол, в основе которого лежит ISO 14230. Данный
факт позволяет, при наличии соответствующего ПО, проводить самостоятельную
диагностику без особых материальных затрат, так как схемотехника согласующих
устройств (адаптеров) для данного протокола довольно проста и изготовить такой
адаптер подсилу любому, умеющему держать в руках паяльник.
И так начнем по порядку.
Диагностический разьем современного автомобиля.
На большинстве
современных автомобилей используется 16-контактный диагностический разъем
трапециевидной формы, который находится под панелью приборов слева или справа
от рулевой колонки и выглядит как
показано на рисунке. Назначение шестнадцати контактов такого разъёма определено стандартом OBD-II, для
диагностики силовой установки автомобиля, при этом, как правило, присутствует
только часть задействованных выводов, а каждый протокол использует свою группу
контактов.

Таким образом по
наличию, либо отсутствию контактов в разъёме можно судить о типе используемого
протокола обмена.
- протокол
ISO-9141-2 идентифицируется наличием контакта 7 в диагностическом разъеме
(K-line) и отсутствием 2 и/или 10 контактов в диагностическом разъеме.
Используемые выводы - 4, 5, 7, 15 (может не быть), 16.
- SAE J1850 VPW
(Variable Pulse Width Modulation). Используемые выводы - 2, 4, 5, 16 (без 10)
- SAE J1850 PWM
(Pulse Width Modulation). Используемые выводы - 2, 4, 5, 10, 16.
Контакты, не
отведенные стандартом под какой либо протокол диагностики силовой установки,
используются производителями авто для диагностики других систем автомобиля.
Согласующие
устройство (адаптер). Подключение
персонального компьютера к диагностической колодке автомобиля производится с
помощью специального адаптера, выполняющего функции преобразования сигналов
последовательного порта компьютера с линией диагностики. Адаптер может быть собран как из примитивного набора деталей, а также может быть напичкан сложными микросхемами. Он
может быть выполнен в виде отдельной коробочки с разъемами или в виде готового
кабеля, где адаптер размещен внутри разъема. Адаптер может поддерживать один
или несколько протоколов обмена, быть простым преобразователем сигналов или
сделан под конкретное программное обеспечение. Наибольшее распространение
получили адаптеры двух видов по виду подключения к компьютеру: для COM-порта и
для USB-порта, но встречаются и беспроводные адаптеры с Bluetooth. Адаптеры
можно купить, а можно и самому изготовить.
Компьютер и диагностическая программа И так у нас есть колодка диагностики, есть согласующее
устройство (адаптер), теперь нам необходимо все это к чему-то подключить.
Соединительный кабель адаптера подключается в COM порт или USB порт компьютера,
при этом что лучше выбрать - стационарный
компьютер, ноутбук или «наладонник» решать только вам, у каждого варианта есть
свои достоинства и недостатки.
Если у вас есть место, где можно установить стационарный компьютер для диагностики, и к нему
можно подъехать машиной, то можно обойтись и самым примитивным компьютером.
Следует только учесть, что слишком длинный кабель (более 5 метров) может стать
причиной плохой связи с автомобилем, либо вобще ее отсутствием. Главный недостаток
стационарного комьпьютера - нельзя снимать показания в динамике, а ведь
некоторые неисправности проявляются именно в движении. Тут без ноутбука (или
КПК) не обойтись. В любом случае требования к компьютеру самые минимальные,
самое главное наличие COM или USB порта.
Основным звеном в проведении диагностики является
программное обеспечение. Программа,
установленная на компьютере, посылает сигналы в адаптер, который в свою очередь
передает их на контроллер в автомобиле. Контроллер посылает ответные сигналы,
которые программа получает и выводит на экран компьютера в виде таблиц или
графиков.
Обмен управляющими сигналами и данными происходит согласно
определенному протоколу. Как было сказано ранее, каждый автопроизводитель использует
свои протоколы обмена. Каждая программа обычно приспособлена для работы с одним
протоколом и его модификациями. В каждой программе есть свои свои плюсы и
минусы.
Некоторые программы для самостоятельной диагностики вы можете
найти на этом сайте.
Но имейте в виду, что программа - не доктор, и не
руководство по ремонту. Она не может поставить диагноз. Всё, что она может сделаеть -
это вывод (на экран, на печать, или в лог-файл) данных, полученных от контроллера диагностируемого автомобиля.
Данные такой компьютерной диагностики совершенно бесполезны, если вы не знаете
устройства своего автомобиля, расположение и назначение разных узлов и деталей,
а так же способов их проверки. Кроме того, нужно понимать, что означают цифры,
которые вы видите на екране компьютера и какими они должны быть для правильной работы той или иной системы автомобиля. Неправильная работа датчика не
всегда приводит к появлению ошибки, так же как и не всегда неправильные
показания датчика говорят о его неисправности. Помочь вам разобраться в
тонкостях диагностики и научиться отыскивать неисправности в своем автомобиле,
не прибегая к услугам "специалистов"
я постараюсь объяснить в следующих статьях.
|