Бортовая электроника современного автомобиля в своем составе имеет большое количество исполнительных и управляющих устройств. К ним относятся всевозможные датчики, контроллеры и т.д. Для обмена информацией между ними требовалась надежная коммуникационная сеть. В середине 80-х годов прошлого столетия компанией BOSCH была предложена новая концепция сетевого интерфейса CAN (Controller Area Network).
CAN-шина обеспечивает подключение любых устройств, которые могут одновременно принимать и передавать цифровую информацию (дуплексная система). Собственно шины представляет собой витую пару. Данная реализация шина позволила снизить влияние внешних электромагнитных полей, возникающих при работе двигателя и других систем автомобиля. По такой шине обеспечивается достаточно высокая скорость передачи данных.
Как правило, провода CAN-шины оранжевого цвета, иногда они отличаются различными цветными полосами (CAN-High - черная, CAN-Low - оранжево-коричневая). Благодаря применению данной системы из состава электрической схемы автомобиля высвободилось определенное количество проводников,которые обеспечивали связь, например, по протоколу KWP 2000 между контроллером системы управления двигателем и штатной сигнализацией, диагностическим оборудованием и т.д.
Скорость передачи данных по CAN-шине может достигать до 1 Мбит/с, при этом скорость передачи информации между блоками управления (двигатель - трансмиссия, ABS - система безопасности) составляет 500 кбит/с (быстрый канал), а скорость передачи информации системы "Комфорт" (блок управления подушками безопасности, блоками управления в дверях автомобиля и т.д.), информационно-командной системы составляет 100 кбит/с (медленный канал). На рис. 1 показана топология и форма сигналов CAN-шины легкового автомобиля. При передаче информации какого-либо из блоков управления сигналы усиливаются приемо-передатчиком (трансивером) до необходимого уровня.

Рис.
1. Топология и формы сигналов CAN-шины
Каждый подключенный к CAN-шине блок имеет определенное входное сопротивление, в результате
образуется общая нагрузка шины CAN.
Общее сопротивление нагрузки зависит от числа подключенных к шине электронных
блоков управления и исполнительных механизмов. Так, например, сопротивление
блоков управления, подключенных к CAN-шине силового агрегата, в среднем составляет 68 Ом, а системы
"Комфорт" и информационно-командной системы - от 2,0 до 3,5 кОм.
Следует учесть, что при выключении питания происходит
отключение нагрузочных сопротивлений модулей, подключенных к CAN-шине.  Рис. 2. Фрагмент CAN-шины с распределением
нагрузки в проводах CAN High
Can-Low
На рис. 2 показан фрагмент CAN-шин с распределением
нагрузки в линиях CAN-High, CAN-Low. Системы и блоки управления автомобиля имеют не только
различные нагрузочные сопротивления, но и скорости передачи данных, все это
может препятствовать обработке разнотипных сигналов.
Для решения данной технической проблемы используется
преобразователь для связи между шинами. Такой преобразователь принято называть межсетевым
интерфейсом, это устройство в автомобиле чаще всего встроено в конструкцию
блока управления, комбинацию приборов, а также может быть выполнено в виде
отдельного блока.
Также интерфейс используется для ввода и вывода
диагностической информации, запрос которой реализуется по проводу
"К", подключенному к интерфейсу или к специальному диагностическому
кабелю CAN-шины.
В данном случае большим плюсом в проведении
диагностических работ является наличие единого унифицированного
диагностического разъема (колодка OBD).
На рис. 3 показана блок-схема межсетевого интерфейса.

Следует учесть, что на некоторых марках автомобилей,
например, на Volkswagen Golf V, CAN-шины системы "Комфорт" и
информационно-командная система не соединены межсетевым интерфейсом.
В таблице представлены электронные блоки и элементы,
относящиеся к CAN-шинам силового агрегата, системы "Комфорт" и
информационно-командной системы. Приведенные в таблице элементы и блоки по
своему составу могут отличаться в зависимости от марки автомобиля.
Диагностика неисправностей CAN-шины производится с
помощью специализированной диагностической аппаратуры (анализаторы CAN-шины)
осциллографа (в том числе, со встроенным анализатором шины CHN) и цифрового
мультиметра.
Как правило работы по проверке работы CAN-шины начинают с
измерения сопротивления между проводами шины. Необходимо иметь в виду, что
CAN-шины системы "Комфорт" и информационно-командной системы, в
отличие от шины силового агрегата, постоянно находятся под напряжением, поэтому
для их проверки следует отключить одну из клемм аккумуляторной батареи.
Основные неисправности CAN-шины в основном связаны с
замыканием/обрывом линий (или нагрузочных резисторов на них), снижением уровня
сигналов на шине, нарушениями в логике ее работы. В последнем случае поиск
дефекта может обеспечить только анализатор CAN-шины.
CAN шины
современного автомобиля
CAN шина
силового агрегата
|
Электронный
блок управления двигателя
|
Электронный
блок управления КПП
|
Блок
управления подушками безопасности
|
Электронный
блок управления АБС
|
Блок
управления электро усилителя руля
|
Блок
управления ТНВД
|
Центральный
монтажный блок
|
Электронный
замок зажигания
|
Датчик
угла поворота рулевого колеса
|
CAN-шина
системы "Комфорт"
|
Комбинация
приборов
|
Электронные
блоки дверей
|
Электронный
блок контроля парковочной системы
|
Блок
управления системы "Комфорт"
|
Блок
управления стеклоочистителей
|
Контроль
давления в шинах
|
CAN-шина информационно-командной системы
|
Комбинация
приборов
|
Система
звуковоспроизведения
|
Информационная
система
|
Навигационная
система
|
|